18 ноября Екатеринбург отметил свой очередной день рождение. Строительство крупнейшего в России железоделательного завода началось на берегах реки Исеть весной 1723 года по указу императора Петра I, но официальной датой является день, когда в цехах возведенного завода был осуществлен пробный пуск кричных боевых молотов.
18 ноября Екатеринбург отметил свой очередной день рождение. Строительство крупнейшего в России железоделательного завода началось на берегах реки Исеть весной 1723 года по указу императора Петра I, но официальной датой является день, когда в цехах возведенного завода был осуществлен пробный пуск кричных боевых молотов.
![]() |
![]() |
Екатеринбург охватил громадную территорию, он расположился одновременно в Европе и Азии, по обе стороны Уральских гор. К основателям Екатеринбурга можно причислить ряд людей, но главный вклад внесли такие видные деятели своего времени как: В.Н. Татищев и В.И. Де Геннин. Де Геннину принадлежит заслуга утверждения основанного города, а это в то время было весьма непросто. Так же он дал название городу - Екатеринбург, в честь жены Петра I (на русский манер: «Екатеринск» у Татищева).
С начала запуска Екатеринбургского завода, уже в первые годы работы, он обогнал по технологической оснащённости все подобные металлургические предприятия не только страны, но и металлургические предприятия, более развитых в то время, держав мира. Город развивался изначально как завод-крепость, но быстро разрастаясь, превратился сначала в уездный город Пермской губернии, а потом и в административный центр Урала.
![]() |
![]() |
В XVIII веке в архитектуре Екатеринбурга проглядывает смешение аскетичного и строгого города на немецкий манер и города с прогрессивным русским градостроительством. Если Петербург был российским «окном в Европу», то Екатеринбург стал «окном в Азию», превратился в город-ключ к богатой и бескрайней Сибири. В 1807 ему был присвоен статус «горного города», столицы горнозаводского края, единственной в России. Мощный толчок для развития города оказало открытие богатых россыпных месторождений золота (ныне город Берёзовский).
Во второй половине XIX и начале XX века бурное развитие капитализма отразилось и на архитектуре Екатеринбурга. Классовое расслоение общества привело к изменению градостроительных принципов, к хаотичности и бесплановости застроек. С этим временем связана деятельность таких архитекторов как: А. З. Комаров, А. П. Чеботарев, И. И. Связиев, М. П. Малахов и других. Эти зодчие создали в начале XIX века школу гражданской и промышленной архитектуры Урала. По определению писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка Екатеринбург в его архитектурном проявлении целиком «дитя XIX века».
![]() |
![]() |
![]() |
В советское время Свердловск активно строился и развивался, появились целые новые районы, такие как Уралмаш. Сейчас Екатеринбург – крупнейший региональный кредитно-финансовый и сервисный центр Урала, крупнейший транспортный узел России: ж/д вокзал, имеет 2 аэропорта, один из которых аэропорт «Кольцово» - аэропорт международного значения. В городе функционирует метрополитен, широкие сети автобусного, трамвайного, троллейбусного передвижения.
Создаются отраслевые НИИ, новые вузы, действует Уральский филиал Академии наук, работает около 140 научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций, которые ведут исследования в области науки и техники, экономики и права. Екатеринбург это город театров, музеев, выставочных залов и библиотек.
Город входит в число исторических городов Российской Федерации, около 800 памятников истории, архитектуры, искусства, науки и техники. 23 памятника природы, 13 лесопарков. В Саду лечебных культур УГЛТА и Ботаническом саду Уральского отделения РАН можно ознакомиться с уникальным собранием представителей фауны. Лесопарковая зона города составляет более 12 тыс. га.